2 мая 2012 г.

Fashion-иллюстрация. Рене Грюо


     
     Иллюстрация - способ выражения экспрессии и личного видения автора, его испытанные чувства и сокровенные эмоции в момент созидания рисунка, его фантазии, выражающиеся в реальности.

                    
     Совсем недавно, в рамках MBKFD, состоялось незабываемого знакомство с одним из самых известных и востребованных fashion-иллюстраторов нашего времени – Дэвидом Доунтоном (David Downtown). Вдохновившись его творениями, а также своей любовью к живописи и другим изобразительным видам искусства, я начала постепенно углубляться в удивительным мир модной иллюстрации, открывая перед собой захватывающие исторические моменты развития этого особого жанра, и выдающихся личностей, оставивших яркий след в истории этого вида визуального  искусства.
      Слово иллюстрация  происходит от латинского “illustratio” - освещение, наглядное изображение.  История иллюстраций уходит далеко вглубь веков. В Древнем Египте они сопутствовали  написанным на папирусах заклинаниям и гимнам. Античные образцы иллюстраций первых веков нашей эры сохранились в рукописях “Илиады”, “Энеиды”, а также в византийских, средневековых рукописях.
     Модная иллюстрация берет свое начало в XVI веке, в виде гравюр и офортов. Начиная с этого момента и вплоть до конца XVIII века, воспроизведение иллюстраций стало более совершенным. Их стали печатать с гравированной металлической доски. Штрихи рисунка получались от углублений, прорезанных резцом. В них затиралась краска, которая при печати переходила на лист бумаги. Кроме резцовой гравюры, был открыт также способ получения углубленных штрихов в металлической доске с помощью травления кислотой (офорт).
Резцовая гравюра и офорт позволили делать иллюстрации гораздо более тонкими и сложными по рисунку, чем на деревянной доске.


     С изобретением  цветной печати в XIX веке появляются первые fashion-иллюстрации в сегодняшнем виде.
     Революцию в модной иллюстрации производит Поль Пуаре - один из самых влиятельных законодателей моды, революционер женской моды XX  века, совершивший первый шаг к полной ликвидации корсета.  Благодаря ему были открыты такие имена и таланты модной иллюстрации, как Жорж Лепап, Рауль Дюфи, Поль Эриб и Роман де Тиртофф (Эрте), писавшие модели Пуаре в свойственной им манере.
     С конца XIX века и почти до 1930 года модная иллюстрация становится крайне популярной, переживая свой «золотой век». Но радоваться художникам-графикам приходится не долго, так как на модную арену приходит фотография, окончательно и без колебаний вытесняя иллюстрацию, захватывая обложки ведущих изданий и рекламу. В  это время среди графиков моды появляется новое имя.   

     Рене Грюо (1909-2004) – величайший иллюстратор французской моды. Его работы стали уже давно эталоном fashion-иллюстрации во всем мире. Ему приписывают заслугу возвращения интереса к Парижской моде после второй  мировой войны.С его легкой руки французский couture обрел лицо. Обладая врожденным чувством прекрасного, этот удивительный художник посвятил всю свою жизнь женщинам, воспевая их красоту. А прожил он почти 100 лет, передавая совершенно точно в аллюзиях и ассоциациях шик и очарование моды, загадочность образов красивейших женщин мира. 


    
     Родившись в аристократической семье и будучи по происхождению графом, он с детства мечтал стать архитектором. В 20 лет он работал модельером одежды. Первый эскиз Грюо был опубликован 1929 году. Журнал LOfficiel одним из первых напечатал эскизы молодого таланта.  Взлет Рене Грюо, как художника-иллюстратора и графика моды приходится на 1947 год, с его дебютной рекламой для первых духов “Miss Dior”. С тех пор его рисунки регулярно  публиковались такими  модными изданиями, как Vogue, Marie Claire, LAlbum du Figaro, Harpers Bazaar, Elle.  Известнейшие ювелирные и парфюмерные фирмы, производители мартини и шампанских вин становятся его постоянными клиентами.  Рене создает рекламные плакаты для фильмов Феллини, часов Omega, авиакомпании Air France. Так же он рисует для Balenciaga, Balmain, GivenchyYves Saint Laurent, Rochas и Lanvin. В 50-е им были нарисованы обложки для Vogue.


     Смело можно сказать, что своих успехом Грюо, безоговорочно, обязан творческому союзу с Кристианом Диором, для которого Рене создал более 100 эскизов реклам.



     Рене Грюо - гений минимализма. Его стиль можно охарактеризовать, как  лаконичность, графическую простоту и строгость.  Отличительными чертами стиля является: изящная гибкость линии, отобранный выбор цветов и оттенков (белый, красный, черный, золотисто-желтый и иногда зеленый), редкий дар создавать цельные и законченные  образы из нескольких штрихов и необычайная способность обходиться в своих рисунках без интерьера, выдвигая человека на передний план. Но иногда интерьер все же присутствует (полуоткрытая дверь, спинка стула, отображение в зеркале). Лишь один раз Грюо позволил себе поставить на первый план предмет - стул, в стиле Людовика ХVI(любимый стиль Диора), для рекламы духов Diorama.

В одном из своих последних интервью Грюо признался, что мода последних лет его совершенно не вдохновляла, - «И зачем женщины  так себя уродуют». В последние годы жизни Рене все больше занимался живописью, а также участвовал в реставрации замка Лауры Бьяджотти.



     Сегодня работы Грюо украшают стены всемирно известных галерей и музеев, как Парижский Лувр и продаются за сотни тысяч долларов.
    
     Благодаря развитию интернета и компьютерной графики сейчас fashion-иллюстрация переживает cвое второе рождение. Будем надеяться, она, будучи когда-то отголоском прошлого, не повторит снова свою былую участь, а будет стремительно развиваться, открывать новые горизонты и удивлять  ранее не известными высотами.




2 комментария:

  1. Очень интересная и познавательная статья!Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошо сказано...

    Будем надеяться:)

    ОтветитьУдалить