Иллюстрация - способ выражения экспрессии и личного видения
автора, его испытанные чувства и сокровенные эмоции в момент созидания рисунка, его фантазии, выражающиеся
в реальности.
Совсем недавно, в рамках MBKFD, состоялось незабываемого знакомство с одним из самых
известных и востребованных fashion-иллюстраторов
нашего времени – Дэвидом Доунтоном (David Downtown). Вдохновившись его творениями, а также своей любовью к живописи и другим
изобразительным видам искусства, я начала постепенно углубляться в удивительным
мир модной иллюстрации, открывая перед собой захватывающие исторические моменты
развития этого особого жанра, и выдающихся личностей, оставивших яркий след в
истории этого вида визуального искусства.
Слово иллюстрация происходит от латинского “illustratio” -
освещение, наглядное изображение. История
иллюстраций уходит далеко вглубь веков. В Древнем Египте они сопутствовали написанным на папирусах заклинаниям и гимнам.
Античные образцы иллюстраций первых веков нашей эры сохранились в рукописях
“Илиады”, “Энеиды”, а также в византийских, средневековых рукописях.
Модная иллюстрация берет свое начало в XVI веке, в виде гравюр и офортов. Начиная с этого момента и вплоть до
конца XVIII века, воспроизведение иллюстраций стало более
совершенным. Их стали печатать с гравированной металлической доски. Штрихи
рисунка получались от углублений, прорезанных резцом. В них затиралась краска,
которая при печати переходила на лист бумаги. Кроме резцовой гравюры, был открыт
также способ получения углубленных штрихов в металлической доске с помощью
травления кислотой (офорт).
Резцовая гравюра и офорт позволили делать иллюстрации гораздо более тонкими и сложными по рисунку, чем на деревянной доске.
Резцовая гравюра и офорт позволили делать иллюстрации гораздо более тонкими и сложными по рисунку, чем на деревянной доске.
С изобретением цветной печати в XIX веке появляются первые fashion-иллюстрации в
сегодняшнем виде.
Революцию в модной иллюстрации производит Поль Пуаре - один из самых
влиятельных законодателей моды, революционер женской моды XX века, совершивший
первый шаг к полной ликвидации корсета. Благодаря
ему были открыты такие имена и таланты модной иллюстрации, как Жорж
Лепап, Рауль Дюфи, Поль Эриб и Роман де Тиртофф (Эрте), писавшие модели Пуаре в
свойственной им манере.
С конца XIX
века и почти до 1930 года модная иллюстрация становится крайне популярной,
переживая свой «золотой век». Но радоваться художникам-графикам приходится не
долго, так как на модную арену приходит фотография, окончательно и без
колебаний вытесняя иллюстрацию, захватывая обложки ведущих изданий и рекламу.
В это время среди графиков моды появляется
новое имя.
Рене Грюо (1909-2004) – величайший иллюстратор французской
моды. Его работы стали уже давно эталоном fashion-иллюстрации во всем мире. Ему приписывают заслугу возвращения
интереса к Парижской моде после второй
мировой войны.С его легкой руки французский couture обрел лицо. Обладая врожденным чувством прекрасного, этот удивительный
художник посвятил всю свою жизнь женщинам, воспевая их красоту. А прожил он почти
100 лет, передавая совершенно точно в аллюзиях и ассоциациях шик и очарование
моды, загадочность образов красивейших женщин мира.
Родившись в аристократической семье и будучи по
происхождению графом, он с детства мечтал стать архитектором. В 20 лет он
работал модельером одежды. Первый эскиз Грюо был опубликован 1929 году. Журнал L’Officiel одним из первых напечатал
эскизы молодого таланта. Взлет Рене
Грюо, как художника-иллюстратора и графика моды приходится на 1947 год, с его
дебютной рекламой для первых духов “Miss Dior”. С тех пор его рисунки регулярно публиковались такими модными изданиями, как Vogue, Marie Claire, L’ Album du Figaro, Harper’s Bazaar, Elle. Известнейшие ювелирные и парфюмерные фирмы,
производители мартини и шампанских вин становятся его постоянными
клиентами. Рене создает рекламные
плакаты для фильмов Феллини, часов Omega, авиакомпании Air France. Так же он рисует для Balenciaga, Balmain,
Givenchy, Yves Saint Laurent, Rochas и Lanvin.
В 50-е им были нарисованы обложки для Vogue.
Смело можно сказать, что своих успехом Грюо, безоговорочно,
обязан творческому союзу с Кристианом Диором, для которого Рене создал более
100 эскизов реклам.
Рене Грюо - гений минимализма. Его стиль можно
охарактеризовать, как лаконичность,
графическую простоту и строгость.
Отличительными чертами стиля является: изящная гибкость линии,
отобранный выбор цветов и оттенков (белый, красный, черный, золотисто-желтый и
иногда зеленый), редкий дар создавать цельные и законченные образы из нескольких штрихов и необычайная
способность обходиться в своих рисунках без интерьера, выдвигая человека на
передний план. Но иногда интерьер все же присутствует (полуоткрытая дверь,
спинка стула, отображение в зеркале). Лишь один раз Грюо позволил себе
поставить на первый план предмет - стул, в стиле Людовика ХVI(любимый стиль Диора), для рекламы
духов Diorama.
В одном из своих последних интервью Грюо признался, что мода
последних лет его совершенно не вдохновляла, - «И зачем женщины так себя уродуют». В последние годы жизни Рене
все больше занимался живописью, а также участвовал в реставрации замка Лауры
Бьяджотти.
Сегодня работы Грюо украшают стены всемирно известных галерей
и музеев, как Парижский Лувр и продаются за сотни тысяч долларов.
Благодаря развитию интернета и компьютерной графики сейчас fashion-иллюстрация переживает cвое второе рождение. Будем надеяться, она, будучи когда-то отголоском прошлого, не повторит снова свою былую участь, а будет стремительно развиваться, открывать новые горизонты и удивлять ранее не известными высотами.
Очень интересная и познавательная статья!Спасибо!
ОтветитьУдалитьХорошо сказано...
ОтветитьУдалитьБудем надеяться:)